Втпочему прогнозы по телевидению и радио редко контекстуализируют экстремальные погодные явления с точки зрения климатического кризиса? В конце концов, последние данные показывают, что в Британии становится все жарче, влажнее и неспокойнее. Число «очень жарких дней» с температурой 30°C и выше, согласно последнему климатическому отчету Метеорологического бюро, утроилось за последние несколько десятилетий. Прошлый год стал вторым самым теплым за всю историю наблюдений с 1884 года, теплее был только 2022 год.
«Если вы верите, как и я, что изменение климата — это самая фундаментальная проблема, стоящая перед человечеством», — говорит Сунил Амрит, профессор истории Йельской школы окружающей среды и автор готовящейся к выходу книги «Горящая земля: экологическая история последних 500 лет». Годы, «любой вклад в более широкое распространение информации о причинах и последствиях будет иметь значение».
Чрезвычайно дождливые дни в 2014–2023 годах случались на 20% чаще, чем в 1961–90 годах. Тревожными также были данные мареографа в Ньюлине в Корнуолле, показывающие, что уровень моря в 2023 году был выше, чем в любой другой год с 1916 года.
Синоптик и ведущий Метеорологического бюро Алекс Беркилл не согласен с тем, что среди метеорологов распространено отрицание климата. «Я думаю, что причина, по которой мы не делаем этого очень часто, двоякая. Один из них — тайминги. У нас не всегда есть много времени для разговоров, особенно по телевидению. Если вам нужно обсудить важную погоду, вам не стоит тратить время на разговоры об изменении климата. Вы бы предпочли получить информацию, необходимую общественности, чтобы обеспечить ее безопасность».
Беркилл говорит, что для анализа причин экстремальных погодных условий лучше обратиться к каналу Метеорологического бюро на YouTube или к его приложению. «Именно здесь мы делаем глубокие погружения, наши 10-дневные тенденции. В ходе этих глубоких погружений мы, при необходимости, будем объяснять это изменением климата».
Эндрю Чарльтон-Перес, профессор метеорологии в Университете Рединга, некоторые из студентов которого впоследствии стали синоптиками, говорит, что трудно найти правильный баланс. «Это что-то вроде троянского коня. Если вы можете, вы втисните немного метеорологии, чтобы что-то объяснить, но на самом деле большинство людей хотят знать, будет ли жарко?»
Вторая причина, на которую ссылается Беркилл, более удивительна. По его словам, трудно продемонстрировать с научной строгостью, что надвигающаяся экстремальная погода определенно вызвана климатическим кризисом. «У нас всегда были высокие температуры, всегда были низкие температуры, всегда шли проливные дожди, всегда были сильные ветры», — говорит он. «Очевидно, что изменение климата делает экстремально высокие температуры и дожди более распространенными, и они, вероятно, связаны с изменением климата, но это трудно доказать».
Чарльтон-Перес соглашается. «Нельзя с научной точки зрения утверждать, что эти события постоянно происходили из-за изменения климата. Чтобы обосновать свою точку зрения, требуется довольно сложная цепочка аргументов и систематизация данных».
Именно этим и занимается растущая область исследований по атрибуции климата – использование статистического анализа для того, чтобы приписать локальные экстремальные явления климатическому кризису. Амрит говорит, что такой анализ использовался правительством Сингапура при расследовании турбулентности, обрушившейся на рейс SQ321 в мае, в результате которой погиб один пассажир и более 30 человек получили ранения. В официальном отчете турбулентность объясняется климатической чрезвычайной ситуацией. Но Беркилл говорит, что синоптикам сложно использовать такие расчеты в телевизионных сводках погоды. «Обычный процесс — провести исследование после события, чтобы оценить, сыграло ли роль изменение климата».
Единственное исключение из этого правила произошло в июле 2022 года, когда в Великобритании температура впервые превысила 40°C. Более раннее исследование Метеорологического бюро пришло к выводу, что порог 40, вероятно, будет нарушен только из-за чрезвычайной климатической ситуации.
«Температуры такого значения никогда раньше не наблюдались и представляли риск для людей, не привыкших к таким уровням», — говорит представитель Метеорологического бюро Грэм Мэдж. «Вероятность превышения температуры 40°C в Великобритании будет вероятной только в случае изменения климата, поэтому мы смогли указать это в наших прогнозах перед этим событием».
Это был тревожный момент для британской метеорологии. «Когда я стал метеорологом 10 лет назад, — говорит Беркилл, — я не думал, что это произойдет уже в 2022 году, когда мы говорили о том, что температура в Великобритании достигнет 40 градусов по Цельсию. Мы думали, что это произойдет в ближайшие 50 лет или около того».
А затем в октябре прошлого года случился шторм Бабет, опустошивший большую часть восточного побережья Шотландии. «Когда мы сообщали об этом, мы упоминали тот факт, что изменение климата сделало бы это событие более вероятным», — говорит Беркилл. «Всегда нужно иметь оговорку: это могло произойти и без изменения климата. Просто с ним это более вероятно. Так что, найдется ли этому место в очень коротком бюллетене, это спорный вопрос».
Телевизионная метеорология явно изменилась с тех бурных дней, когда ведущие аппликировали карты чем-то вроде символов снега и дождя на липучке, сделанных дошкольниками. Остается надеяться, что суперкомпьютерное моделирование, используемое сейчас для создания наших бюллетеней, сделает ляп, подобный тому, который Майкл Фиш сделал 15 октября 1987 года, менее вероятным. «Сегодня, судя по всему, на BBC позвонила женщина и сказала, что слышала, что приближается ураган», — сказал тогда Фиш. «Ну, если ты смотришь, не волнуйся, его нет!» К несчастью для Фиша, да и для Британии, это произошло.
Чарльтон-Перес защищает легенду погоды. «Но вы знаете, Майкл Фиш был метеорологом и прогнозировал погоду с научной точки зрения». Однако с 1980-х годов, как отмечает Чарльтон-Перес, прогнозирование стало более сложным. «Мы перешли от интерпретации графиков в соответствии с физическими законами к использованию компьютера для решения уравнений и составления прогнозов. Теперь мы делаем это для того, чтобы синоптики смотрели не на один прогноз, а на 50 или 100».
Но искусственный интеллект, как и все остальное в человеческой культуре, может произвести революцию в ваших ночных сводках погоды. Чарльтон-Перес отмечает, что в последние два года Google, Microsoft, Nvidia и Huawei разрабатывают прогнозы погоды с использованием технологий искусственного интеллекта. «Они работают в тысячи раз быстрее, чем обычные модели прогнозирования погоды. Я могу запустить их на своем ноутбуке».
Если ИИ будет более точным и менее трудоемким, последствия для синоптиков и ведущих прогнозов погоды будут тревожными. «Все крупные центры прогнозирования борются с этой проблемой», — говорит Чарльтон-Перес. «Люди нервничают из-за своей работы. И тогда возникает вопрос: доверяете ли вы Google делать прогноз погоды?»
Возможно, ИИ сможет не только более точно прогнозировать погоду, но и боты, использующие ChatGPT, смогут ее представить, что сделает, скажем, Кэрол Кирквуд и Става Данаоса ненужными. «С точки зрения докладчика, очевидно, существует опасение, что нас могут заменить роботом с искусственным интеллектом», — говорит Беркилл. «Я не думаю, что это произойдет особенно скоро, потому что я думаю, что люди все еще хотят такого человеческого взаимодействия». У него есть более серьезное беспокойство: его прогнозы погоды могут быть подделаны. «Больше беспокойства вызывает способность людей использовать ИИ для изменения того, что мы сказали. Они могут быть весьма убедительными».
Тем временем битва метеорологов за распространение информации о климатическом кризисе сталкивается с еще одним препятствием: социальными сетями. «Раньше люди могли написать жалобу, но теперь, в течение нескольких минут, кто-то может появиться в моих социальных сетях и не согласиться со мной. Мы получаем комментарии к нашим публикациям и прогнозам, и некоторые из них довольно ужасны», — говорит Беркилл. Часто они исходят от отрицателей, разъяренных предположениями о том, что люди могли сыграть роль в том, чтобы сделать мир более жарким, влажным и бурным. «Они сильно переживают по поводу своей дезинформации».
И ничто, будь то человек-синоптик или искусственный интеллект, этого не изменит.
Leave a Reply