Макс Хундер
КИЕВ (Рейтер) – В то время как украинские военные изо всех сил пытаются найти достаточное количество войск, особенно пехоты, чтобы сдержать гораздо более многочисленную российскую армию, некоторые подразделения дают второй шанс тем, кто скрылся от службы.
По данным прокуратуры, с 2022 года было возбуждено около 95 000 уголовных дел против солдат, «самовольно отсутствующих» (самоволка), а также за более серьезное преступление — дезертирство с поля боя.
Число случаев резко росло с каждым годом войны: почти две трети от общего числа приходится на 2024 год. Учитывая многие десятки тысяч военнослужащих, убитых или раненых, Украина не может себе позволить такое истощение.
Сейчас некоторые подразделения пополняют свои ряды за счет приема военнослужащих, ранее объявленных в самоволку.
Одной из них является элитная украинская 47-я бригада, которая в прошлом месяце опубликовала в социальных сетях сообщение, приглашая сбежавших солдат присоединиться к ней.
«Наша цель — дать каждому солдату возможность вернуться в строй и реализовать свой потенциал», — говорится в сообщении. За первые два дня, по словам бригады, поступило более ста заявок.
«Произошло цунами заявок; их было так много, что мы до сих пор не успеваем обработать их все до поступления новых», — заявил через две недели после объявления Вячеслав Смирнов, руководитель отдела набора персонала 47-го полка.
Два воинских подразделения, с которыми беседовало агентство Reuters, заявили, что они вербуют только солдат, ушедших в самоволку со своих баз, а не тех, кто дезертировал из боя.
Первое рассматривается в украинских вооруженных силах как меньшее правонарушение. Законопроект, недавно подписанный, фактически декриминализировал первое исчезновение солдата, позволив им вернуться на службу.
ТЫСЯЧИ УКРАИНСКИХ СОЛДАТОВ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ ПОСЛЕ СБЕЖАНИЯ
Полковник Александр Гринчук, заместитель начальника военной полиции Украины, сообщил журналистам во вторник, что за последний месяц на службу вернулись 6000 солдат, дезертировавших в самоволку, в том числе 3000 за 72 часа с момента подписания закона.
Михаил Перец, офицер батальона К-2 54-й украинской бригады, рассказал, что его батальон уже нанял более 30 человек, ушедших в самоволку из других частей.
«Причины [for absconding] очень разные: кому-то был слишком тяжел переход прямо с гражданской жизни, другие служили год-два в качестве квалифицированных [drone] пилотов, но затем их отправили на передовую, потому что не хватало пехоты».
Перец сказал, что среди тех, кто подал заявку, также были мужчины, которые устали и сбежали после семи или восьми лет войны, сражаясь с поддерживаемыми Россией силами на востоке Украины до 2022 года.
Гил Барндоллар, научный сотрудник базирующегося в США аналитического центра «Приоритеты обороны», считает, что рост числа несанкционированных пропусков, скорее всего, вызван усталостью.
Украинские военнослужащие ранее заявляли, что отсутствие пополнения потерянных солдат создает невыносимую нагрузку на оставшихся, истощая их физически и морально.
Барндоллар также выделил их средний возраст как дополнительную нагрузку.
«Армия мужчин в возрасте 40 лет, часто со слабым здоровьем, при прочих равных условиях быстрее истощается и у нее быстрее возникают моральные проблемы, чем у достаточно здоровой армии 20- или 25-летних».
Зеленский ответил на вопросы о проблеме рабочей силы, заявив, что Украине не хватает оружия, а не людей, и выступил против давления США по снижению минимального призывного возраста с 25 до 18.
В интервью Sky News на прошлой неделе он заявил, что союзники Киева смогли предоставить необходимое оборудование только четверти из 10 новых бригад, которые Украина сформировала за последний год.
(Репортаж Макса Хандера; редактирование Майка Коллетт-Уайта и Кевина Лиффи)