Джорджия Мелони, правый премьер-министр Италии, добилась «того, чего так фатально не смогли сделать тори с их обреченной схемой в Руанде», сказал Николас Фаррелл в The Spectator. Она сделала Италию первой европейской страной, которая обрабатывает просителей убежища за границей.
Ее схема начала действовать на прошлой неделе, когда 16 просителей убежища были переправлены через Адриатику в Албанию и доставлены в специально построенный центр в деревне Гьядер. Схема ограничена здоровыми мигрантами мужского пола, которые были перехвачены, путешествующими по Средиземному морю на небольших лодках и прибывшими из любой из 19 стран, признанных Италией безопасными. По прибытии в Гьядер их претензии будут рассмотрены в течение 28 дней. Немногим счастливчикам, получившим убежище, будет разрешено поехать в Италию; «подавляющее большинство будет депортировано в страны своего происхождения». Это потенциально «меняющий правила игры» подход к нелегальной миграции.
Пятилетнее соглашение между Римом и Тираной не похоже ни на что, что мы видели раньше в Европе, заявил Либерасьон (Париж). Согласно этому договору, заключенному в ноябре 2023 года, Италия будет платить Албании 160 миллионов евро в год; в свою очередь Рим надеется, что там будут обрабатываться 3000 просителей убежища в месяц. Мигранты прибудут в порт Шэнджин, сообщил Шекулли (Тирана), где пройдут медицинский осмотр, выдадут чистую одежду («синие или черные толстовки и комбинезоны»). Затем их отвезут на автобусе в Гьядер, где расположен комплекс площадью 70 000 кв. м, окруженный шестиметровым металлическим забором и разделенный на три сектора. Первый состоит из сборных жилых блоков, разделенных на четырехместные комнаты: столовой нет; пищу необходимо «приготовлять и употреблять в местах общего пользования». Вторая представляет собой безопасную зону, предназначенную для тех, кому «отказано в убежище и которые ожидают репатриации»; третий — небольшая тюрьма для тех, кто совершает правонарушения на объекте.
Подписаться на Неделя
Побег из вашей эхо-камеры. Получите факты, лежащие в основе новостей, а также анализ с разных точек зрения.
ПОДПИСАТЬСЯ И СОХРАНИТЬ
Подпишитесь на бесплатную рассылку новостей недели
От нашего утреннего брифинга новостей до еженедельного информационного бюллетеня хороших новостей — получайте все самое лучшее за неделю прямо на свой почтовый ящик.
От нашего утреннего брифинга новостей до еженедельного информационного бюллетеня хороших новостей — получайте все самое лучшее за неделю прямо на свой почтовый ящик.
Любой, кто увидит фотографии объекта в Гьядере, «может только ужаснуться», сказал Марк Байзе в Süddeutsche Zeitung (Мюнхен): «Это похоже на тюрьму строгого режима». Хуже всего то, что это не решит даже той проблемы, которую ставит. «Невольные пионеры» этого отвратительного социального эксперимента были тщательно отобраны: они приехали из Египта и Бангладеш, надеясь на то, что, поскольку это относительно стабильные страны, 16 мигрантов не смогут избежать депортации, попросив убежища. Но решение Европейского суда, вынесенное две недели назад, помогло карете и лошадям осуществить эту надежду, сказал Эдуард Халими в газете «Газета Панорама» (Тирана). Нанеся серьезный удар по Мелони, суд постановил, что ни одна страна, не входящая в ЕС, не может считаться «безопасной» государством-членом, если вся ее территория не свободна от опасности для всех. И это на данный момент положило конец плану Мелони, сказала Елена Джордано в интервью Politico (Брюссель). На этой неделе иммиграционный суд в Риме постановил, что 16 мигрантов не могут быть задержаны: их почти наверняка придется отправить обратно в Италию.
Правительство Мелони приняло новый закон, чтобы спасти эту схему, сообщает The Economist. Каким бы ни был результат, учитывая, что многие страны ЕС – от Нидерландов до Польши – недовольны предоставлением убежища, этот вопрос находится под пристальным вниманием во всем блоке. Насколько все это отличается от того, как Европа представляла свою систему убежища десять лет назад, сказал Петер Расони в Neue Zürcher Zeitung. Тогда Брюссель руководствовался достойным идеалом, подкрепленным «гуманитарными принципами международного права», о том, что Европа «должна быть открыта для всех вновь прибывших, желающих просить убежища». Но, «потрясенные реальностью неконтролируемой иммиграции», такие страны, как Германия и Швеция, теперь отчаянно ищут способы остановить ее.
И для многих итальянская модель отвечает всем требованиям, сказал Эрик Бонсе в Die Tageszeitung (Берлин): даже президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен обсуждала возможность создания «центров депортации» за границей. Приемные лагеря за пределами ЕС; новые соглашения с авторитарно управляемыми странами происхождения; даже депортации в Сирию: «вдруг все кажется возможным». Да, итальянская модель столкнется с юридическими проблемами. Да, это может даже не сработать. Но в нынешних условиях, похоже, это приживется.
Leave a Reply