30 октября 2024 г.
Джагтар Сингх Джохал был арестован 4 ноября 2017 года в городе Джаландхар в северном индийском штате Пенджаб. Семья г-на Сингха Джохала всегда утверждала, что он был интернет-активистом, освещавшим преследования сикхских общин в Индии.


За три недели до того, как Джагтар Сингх Джохал внезапно попал в полицейскую машину, он танцевал на собственной свадьбе. На кадрах того дня запечатлена яркая свадьба. Светящиеся белые автомобили, украшенные яркими красными розами; те же самые машины, окруженные группой мужчин, их трубы звучат в такт гипнотическому грохоту барабана дхола. Джагтар Сингх Джохал выглядит головокружительно счастливым в костюме-тройке королевского синего цвета. Бордовый галстук. Большая улыбка. Он и его жена, одетая в традиционное красное свадебное сари, крепко сжимают руки, не подозревая, что скоро их разделят континенты.
Джагтар Сингх Джохал был арестован 4 ноября 2017 года в городе Джаландхар в северном индийском штате Пенджаб. Его забрали с улицы полицейские в штатском на глазах у свидетелей, включая его собственную семью. Семья г-на Сингха Джохала всегда утверждала, что он был интернет-активистом, освещавшим преследования сикхских общин в Индии.
Сегодня Гурприт Сингх Джохал, брат Джагтара, впервые встретился с министром иностранных дел Дэвидом Ламми. Г-н Джохал сказал Channel 4 News: «Нас заверили, что Джагтар всегда будет в повестке дня, будь то встреча премьер-министра со своим [Indian] коллега или министр иностранных дел, встречающийся со своим [Indian] аналог. Теперь, предыдущее правительство, нам пришлось как бы заставить это произойти с помощью предвыборной кампании, которую мы проводили».


«На первый взгляд, правительство занимается»
Индийские власти ранее сообщили нам, что г-н Сингх Джохал был связан с незаконной организацией и что он совершил преступления против правых политических и религиозных лидеров. В этом заявлении они отметили, что антитеррористическое агентство правительства Индии заявляет, что г-ну Сингху Джохалу предъявлены официальные обвинения по восьми отдельным делам, связанным с убийствами, террором и насилием, «на основании обширных доказательств».
Этим летом оптика дипломатии – крепкие рукопожатия перед флагами высотой с их лидера – предшествовала встрече министров иностранных дел Великобритании и Индии. В величественной комнате, за блестящим столом из красного дерева, над которым возвышается британская картина, изображающая двух индийцев с гепардом и оленем, Дэвид Ламми и доктор Джайшанкар обсуждали торговлю и экономический рост. Шесть дней спустя, вернувшись в Вестминстер, депутат-консерватор допросил г-на Лэмми в палате общин: «Лейбористская партия регулярно призывала к тому, чтобы права человека были частью этого торгового соглашения между Великобританией и Индией», заявила она, попросив предоставить обновленную информацию по делу г-на Сингха Джохала. . «Будет ли он сегодня публично призывать к освобождению Джагтара, как он неоднократно призывал из этого почтового ящика сделать этого последнего министра иностранных дел? Встретится ли он с семьей Джагтара, как это сделал лорд Кэмерон?»
Г-н Ламми сказал, что он обсуждал этот вопрос с доктором Джайшанкаром, добавив, что он по-прежнему «абсолютно привержен идее ускорения прогресса и решения этой проблемы».
Такой же позиции придерживался и г-н Лэмми сегодня. Гурприт Джохал рассказал нам, что впервые «Реприеву» (правозащитной организации, оказывающей помощь семье) разрешили присутствовать в комнате: «Я думаю, что первым положительным аспектом встречи было то, что она позволила присутствовать на встрече Реприве, у которой есть широкий круг опыта поиска решений и возвращения британских граждан обратно в Великобританию. А затем он дал нам время и выслушал решения, как вернуть Джагтара. Раньше у нас этого не было, потому что был блок, в котором предыдущие министры иностранных дел не разрешали Reprive присутствовать на самой встрече. Так что это был первый барьер, который был снят. Я бы сказал, что на первый взгляд правительство участвует. Они готовы работать с семьей и отсрочкой, чтобы вернуть Джагтара домой».


Индийские власти отрицают лишение законных прав
В 2022 году Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям установила, что согласно международному праву задержание г-на Сингха Джохала является произвольным, заявив, что его задержание не имеет законных оснований, его права на справедливое судебное разбирательство нарушены и что он остается под стражей «очевидно, без каких-либо доказательств». » Группа призвала к его немедленному освобождению.
В письменном документе оно также осветило подробности пыток. В нем говорилось, что г-на Джохала допрашивали с применением электрошока, «заставляя его конечности принимать болезненные положения и лишая его сна». Индийские власти ранее заявляли: «Ни на каком этапе г-н Джохал не был лишен своих законных прав» и «в отношении его заявлений о жестоком обращении». Здесь подчеркивается, что власти Индии решительно отрицают все подобные обвинения».
Спецслужбы Великобритании обвиняются в том, что они сообщили индийским властям о Сингхе Джохале до его похищения и предполагаемых пыток полицией Пенджаба. В 2020 году Управление комиссара по расследованию (надзор за разведкой Великобритании) опубликовало свой годовой отчет, в котором содержались подробности того, как МИ5 «передавала информацию о британском гражданине стране-партнеру, власти которой затем арестовали и подвергли пыткам британского гражданина, о котором идет речь».
Правозащитная группа Reprive заявляет, что располагает убедительными доказательствами того, что британским гражданином, фигурирующим в годовом отчете, является Джагтар Сингх Джохал. После разоблачений г-н Сингх Джохал подал иск против правительства Бориса Джонсона. Бывшее правительство официально отреагировало на это заявление, отказавшись подтвердить или опровергнуть, сыграло ли оно какую-либо роль в похищении г-на Сингха Джохала, добавив, что его пытки «не признаны». Сегодня директор отдела пропаганды и политики Reprive Дэн Долан заявил: «Министр иностранных дел и премьер-министр заняли твердую, принципиальную позицию по делу Джагтара в оппозиции, признав, что он произвольно задержан, и заявив, что правительство должно добиваться его освобождения. Мы призываем их соблюдать эти обязательства».


«Мне просто нужно продолжать идти»
Сегодня возле Вестминстера шум протестующих, реагирующих на бюджет, и гул кружащего над головой полицейского вертолета время от времени прерывали наше интервью. В паузах улыбки и болтовня г-на Джохала скрывали серьезность положения семьи. Он говорит, что разговаривает с Джагтаром по телефону два раза в месяц и рад, что британское консульство посещает его в тюрьме каждые шесть-восемь недель. Но это не снимает психического напряжения в семье. Братья совсем недавно потеряли дедушку, который их вырастил. Г-н Джохал рассказал мне, что жена Джагтара только что провела свою седьмую годовщину свадьбы вдали от мужа. Я спрашиваю его, как у него дела. «Мне просто нужно продолжать», — говорит он. «Я знаю, что если я этого не сделаю, никто другой этого не сделает. Мне повезло иметь поддержку Reprive, Redress и сообщества. Сейчас у меня есть энергия, чтобы просто продолжать идти».