я Выхожу из дверей Guirdil Bothy в 2 часа ночи под гортанный рев оленя и шум плеска океана о пляже передо мной. Это самая высокая гона здесь, на Раме, острове Гебридских островов, где благородных оленей больше, чем людей, а олени бегают всю ночь.
Череп старого полосатика, выброшенного на берег, лежит на гальке, едва различимый в темноте, в то время как внушительные склоны холма Кровавого камня возвышаются над Гирдилом, защищая залив от ветра и изолируя его от мира. Я различаю силуэт оленя, который медленно уходит от пляжа и поднимается по гребню. Дикие козы следуют за ними.
Недавно Ром стал вторым местом в Европе, которому был присвоен статус Международного заповедника темного неба (второй — Инис Энлли в Гвинеде, северный Уэльс), признавая, что остров имеет одно из самых ясных ночных небес в мире. Есть надежда, что это будет способствовать развитию межсезонного туризма – и я приехал, чтобы понаблюдать за звездами и исследовать. Глядя в темноту, я вспоминаю, что Стивен Грей – президент Британской ассоциации планетариев, который помог сообществу с их заявкой – сказал мне неделю назад: что вашим глазам требуется 20 минут, чтобы адаптироваться к темноте.
Я выбираю удобный на вид камень, сажусь и жду. Я наблюдал закат над островом Канна, в нескольких милях от воды, вскоре после прибытия в Гвирдил. Теперь я хочу, чтобы облака над ним разошлись, чтобы увидеть небесные чудеса.
Сегодня более 99% людей в Европе живут под засветленным небом. Но в Шотландии все еще очень темное небо. Ром особенный. Здесь круглый год проживают всего 40 человек, а 97% острова представляет собой природный заповедник (единственное поселение Кинлох перешло в общественную собственность в 2009 году). Световое загрязнение практически отсутствует. Здесь нет уличных фонарей, и вам нужно разрешение на вождение автомобиля – но на этом далеко не уедешь. Чтобы добраться до Гвирдила, я прошел пешком по золотым долинам, огромным болотам и переправился через реки.
Конечно, жизнь в отдаленном островном сообществе сопряжена со своими проблемами. Ближайший врач находится за водоемом. Ближайший паб находится на острове Скай, и, хотя универсальный магазин хорошо укомплектован (и имеет потрясающий белый цвет), когда паромы задерживаются, свежие продукты тоже.
В равной степени есть и льготы. Выгуливая собаку, вы можете увидеть Млечный путь. Дети смотрят на падающие звезды, пока родители несут их домой с оживленных потолков в деревенском ратуше. А иногда вы можете увидеть полярное сияние, отражающееся от воды.
«В ясную ночь увидеть Млечный Путь довольно легко», — говорит Флисс Фрейзер, управляющая гостевым домом Ivy Cottage и живущая на Раме уже 25 лет. «Я сидел снаружи и наблюдал немало метеорных дождей. Небо — это часть нашего наследия, и нам нужно о нем заботиться», — говорит она. План освещения Кинлоха, включающий направленное вниз освещение и удаление датчиков движения, поможет в этом.
Ром — самый большой из Малых островов, с вулканической гористой линией хребта, достаточно компактной, чтобы поместиться в фоторамку, но ошеломляющей своей необъятностью. Высокие вершины – Аскивал, Айншвал, Халливал – берут свои запоминающиеся названия не из гэльского, а из скандинавского языка и напоминают посетителям о набегах викингов и мифологических мирах. Тем не менее, этот остров сформировался в результате долгой, часто болезненной истории человечества.
Население острова достигло пика в 1795 году и составило около 443 человек, прежде чем Хайленд-Клиренс обрушился на Рам. В 1826 году 300 человек были отправлены в Новую Шотландию, и их заменили овцеводческим предприятием, которое в конечном итоге обанкротилось чуть более десяти лет спустя. Поэтому было особенно печально, что Рам стал «Запретным островом» при семье Буллоу, которая купила его для охоты на оленей в 1888 году и отпугивала посетителей. В 1957 году остров Рам был продан и стал природным заповедником, которым он остается и сегодня, а общественная собственность Кинлоха означает, что люди могут жить там, не работая на землевладельца, NatureScot, природоохранное агентство Шотландии (ранее только те, кто работал на них и их семьи). им разрешили проживать на острове, за некоторыми исключениями). «Это способность планировать собственное будущее», — говорит Флисс. «Мы помогли создать человеческий ландшафт, в котором смогут приехать и жить новые люди, и дом для наших детей».
В Гирдиле – проклятии звездочетов – пасмурная ночь, но ветер обнажает просветы в облаках. Сквозь них на расстоянии световых лет сверкает море звезд, прежде чем снова исчезнуть.
Грей сокрушался о том, что «мы потеряли связь наших предков с ночным небом», и на рассвете, наблюдая, как олени гонятся и стучат рогами в борьбе за господство, я представляю, какой сложной, но замечательной была здесь жизнь. Есть утешительная малость в мысли о том, что, хотя Рум изменился, его темные небеса не изменились и что теперь больше людей могут прийти, чтобы насладиться ими.
Самые темные месяцы, с октября по март, лучше всего подходят для наблюдения за звездами. «Здесь замедляется скорость», — говорит Флисс, которая уже приняла своих первых туристов в темном небе. «Пришло время отдохнуть и восстановить силы». Хотя есть планы построить новый магазин и кафе, а также небольшую обсерваторию, абсолютная тишина и покой Рома останется центральным элементом его зимнего очарования.
Я регистрируюсь в «Ромовой ночлежке» на следующие две ночи. Это, безусловно, один из лучших ресторанов Шотландии. Через огромные окна удобного лаунджа открывается вид на залив, где обитают тюлени, цапли и ловцы-сороки.
Плакаты просят гостей выключать свет, когда он не используется, объясняя, что сейчас сезон молодых буревестников на острове Мэн. «Это редкие птицы, а в Раме обитает четверть населения мира», — говорит Ян Сарджент, управляющий заповедником. «Более ста тысяч пар. Когда птенцы оперяются, они отправляются на зимовки в Южную Америку, но когда они впервые покидают гнездо, они уязвимы для светового загрязнения. Они могут дезориентироваться».
В последующие дни я наблюдаю за звездами в заливе и на лиственной шкуре выдры, развлекаюсь с приложением карты неба, открываю для себя Пегаса, Кассиопею, созвездие Ботеса и так далее, но не могу обнаружить комету Цучиньшань-Атлас, видимую для человек впервые за 80 000 лет.
Мой паром уходит в темноте, и пока я иду к гавани, небо как следует проясняется, открывая мир спутников, сияющих планет и сияющих звезд, одни сияющие, другие крошечные и тусклые. Когда мы плывем к огням Маллейга, я не могу не желать вернуться в бухту Гирдил и с удивлением смотреть вверх.
Поездка в Рам была предоставлена компанией Visit Scotland. Койко-место в общественном ночлежке Rum Bunkhouse стоит от £.32.40 за ночь, с отдельными номерами от £84. Гирдиль Оба поддерживаются компанией Mountain BothАссоциация ies. Читать его код перед посещением.
Leave a Reply