БАКУ, Азербайджан (AP) – Резкая риторика, срочные призывы и обещания о сотрудничестве контрастируют с фоном сейсмических политических изменений, глобальных войн и экономических трудностей, когда ежегодные переговоры ООН по климату начались в понедельник и перешли к самому сложному: деньгам.
В Баку, Азербайджан, где была пробурена первая в мире нефтяная скважина и запах топлива был заметен снаружи, двухнедельная сессия, названная COP29, сосредоточилась на заключении новой сделки о том, сколько сотен миллиардов — или даже триллионы долларов в год будут перетекать из богатых стран в бедные, чтобы попытаться обуздать изменение климата и адаптироваться к нему.
Деньги предназначены для того, чтобы помочь развивающимся странам перевести свои энергетические системы с ископаемого топлива, вызывающего потепление планеты, на чистую энергию, компенсировать климатические катастрофы, в основном вызванные углеродным загрязнением богатых стран, и адаптироваться к будущим экстремальным погодным условиям.
«Эти цифры могут показаться огромными, но они ничто по сравнению с ценой бездействия», — заявил новый президент COP29 Мухтар Бабаев, вступая в должность. «COP29 — это момент истины для Парижского соглашения», которое в 2015 году поставило цель ограничить потепление 1,5 градусами Цельсия (2,7 градуса по Фаренгейту) с доиндустриальных времен.
В этом году мир ожидает потепление на 1,5 градуса и станет самым жарким годом в истории человеческой цивилизации, сообщила ранее в этом месяце европейская климатическая служба Copernicus. Но Парижская цель 1,5 — это примерно два или три десятилетия, а не один год такого масштабного потепления, и «невозможно, просто невозможно» пока отказаться от цели 1,5, заявила генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации Селеста Сауло.
Признаков климатических катастроф предостаточно
По словам Бабаева, последствия изменения климата в виде таких стихийных бедствий, как ураганы, засухи и наводнения, уже ощутимы и причиняют боль.
«Мы находимся на пути к краху», — сказал он. «Видишь вы это или нет, люди страдают в тени. Они умирают в темноте. И им нужно нечто большее, чем просто сострадание. Больше, чем молитвы и бумажная работа. Они взывают о лидерстве и действиях».
Министр климата Организации Объединенных Наций Саймон Стилл, чей родной остров Карриаку был разрушен в начале этого года ураганом Берил, использовал историю своего соседа, 85-летнего мужчины по имени Флоренс, чтобы помочь найти «выход из этой неразберихи».
Ее дом был снесен, и Флоренс сосредоточилась на одном: «Быть сильной для своей семьи и своего сообщества. Такие люди, как Флоренс, есть в каждой стране на Земле. Сбит с ног и снова встаю».
Вот что мир должен делать с изменением климата, особенно с предоставлением денег, сказал Стилл.
«Давайте откажемся от идеи, что климатическое финансирование — это благотворительность», — сказал Стилл. «Новая амбициозная цель климатического финансирования полностью отвечает интересам каждой страны, включая самые крупные и богатые», поскольку она не позволит будущему потеплению достичь 5 градусов по Цельсию, куда, по его словам, шел мир до того, как он начал бороться с изменением климата.
Переговоры нависли над фоном войны и потрясений
В прошлом году страна за страной переживали политические потрясения, последние из которых произошли в Соединенных Штатах — крупнейшем историческом источнике выбросов углекислого газа — и в Германии, ведущей климатической стране.
По мнению экспертов, избрание Дональда Трампа, который оспаривает изменение климата и его последствия, а также распад правящей коалиции Германии меняют динамику переговоров по климату.
«Глобальный Север должен сокращать выбросы еще быстрее, и сейчас они должны сократиться на 20, 30, 40%. Но вместо этого у нас есть Трамп, у нас есть правительство Германии, которое просто развалилось, потому что часть его хотела быть хоть немного амбициозной», — сказала климатолог Имперского колледжа Лондона Фридерика Отто. «Значит, мы очень далеко».
Первоначально азербайджанские организаторы надеялись, что страны всего мира прекратят боевые действия в течение двух недель переговоров. Этого не произошло, поскольку войны на Украине, в Газе и других местах продолжались.
Десятки климатических активистов на конференции — многие из них были в палестинских куфиях — держали плакаты, призывающие к климатической справедливости и к тому, чтобы страны «прекратили разжигать геноцид».
«Это те же самые системы угнетения и дискриминации, которые ставят людей на передовую борьбу с изменением климата и на передовую линию конфликта в Палестине», — сказала Лиз Массон, протестующая из организации «Друзья Земли Интернэшнл». Она раскритиковала Соединенные Штаты, Великобританию и ЕС за то, что они не тратят больше средств на климатическое финансирование, одновременно поставляя оружие в Израиль.
Мохаммед Урсоф, климатический активист из сектора Газа, призвал демонстрантов на переговорах «вернуть власть коренным народам, вернуть власть народу».
Джейкоб Джонс, общественный организатор хопи и Акимел О’одхам, приехал на конференцию с надеждой на лучший мир.
«В пределах видимости разрушений лежит семя созидания», — сказал он на дискуссии, посвященной надеждам коренных народов на борьбу с изменением климата. «Мы должны осознать, что мы не граждане одной нации, мы — Земля».
Надеюсь на сильный результат
Финансовый пакет, обсуждаемый на переговорах в этом году, важен, потому что каждая страна должна до начала следующего года представить новые – и, предположительно, более сильные – цели по ограничению выбросов теплоулавливающих газов в результате сжигания угля, нефти и природного газа. Это часть Парижского соглашения 2015 года, согласно которому страны должны активизировать усилия каждые пять лет.
Некоторые исследователи климата Тихого океана заявили, что предлагаемая сумма денег не является самой большой проблемой для малых островных государств, которые являются одними из наиболее уязвимых в мире из-за повышения уровня моря.
«Там может быть финансирование, но получить доступ к этому финансированию для нас здесь, в Тихом океане, является серьезным препятствием», — сказала Хильда Сакити-Вака из Южно-Тихоокеанского университета на Фиджи. «Тихоокеанскому региону действительно нужна большая техническая помощь, чтобы объединить эти приложения».
Во-первых, делегаты должны согласовать повестку дня двухнедельной встречи, и это уже стало камнем преткновения.
«Мы видели такое (задержку) в прошлом», — сказала Дженнифер Морган, статс-секретарь федерального министерства иностранных дел Германии. «Мой опыт сейчас показывает, что страны действительно здесь для того, чтобы вести переговоры».
Долгосрочная глобальная средняя температура сейчас на 1,3 градуса Цельсия (2,3 градуса по Фаренгейту) выше доиндустриальной эпохи, что составляет лишь две десятых градуса от согласованного порога.
Чтобы мир не допустил потепления более чем на 1,5 градуса, глобальные выбросы углекислого газа должны быть сокращены на 42% к 2030 году, говорится в новом докладе Организации Объединенных Наций.
«Мы не можем покинуть Баку без существенного результата», – сказал Стилл. «Сейчас настало время показать, что глобальное сотрудничество не исчерпано. В данный момент оно растет».
Репортер Associated Press Шарлотта Грэм-Маклей из Веллингтона, Новая Зеландия, внесла свой вклад.
Подробнее о климатических репортажах AP читайте на http://www.apnews.com/climate-and-environment.
Следуйте за Сетом Боренштейном на X на @borenbears и Мелина Уоллинг в @MelinaWalling
Освещение Ассошиэйтед Пресс климата и окружающей среды получает финансовую поддержку от нескольких частных фондов. AP несет полную ответственность за весь контент. Ознакомьтесь со стандартами AP по работе с благотворительными организациями, списком сторонников и финансируемыми зонами покрытия на AP.org.
Leave a Reply