Эдуардо Баптиста и Лисандра Парагуасу
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО/БРАЗИЛИА (Рейтер) – На своих первых глобальных встречах с тех пор, как Дональд Трамп был переизбран на пост главы США, президент Китая Си Цзиньпин перешел в дипломатическое наступление, страхуясь от ожидаемых новых тарифов и готовясь использовать потенциальные будущие разногласия между Вашингтоном и его страной. союзники.
На встрече за встречей, от АТЭС в Перу до «Большой двадцатки» в Бразилии на прошлой неделе, Си пытался создать контраст с лозунгом Трампа «Америка прежде всего», представляя себя предсказуемым защитником многостороннего глобального торгового порядка.
Организаторы саммита, дипломаты и участники переговоров также описывают заметный сдвиг по сравнению с предыдущими саммитами в более конструктивную позицию китайских дипломатов, которые были менее сосредоточены на своих узких интересах и больше вовлечены в формирование более широкого консенсуса.
Эта разъяснительная работа является срочной для Пекина. Хотя Китай лучше подготовлен к новому Белому дому Трампа (многие технологические компании гораздо менее зависимы от импорта из США), он также стал более уязвимым после того, как его экономика пострадала от огромного кризиса недвижимости.
Большая часть внимания Китая сосредоточена на Глобальном Юге: государственное информационное агентство Синьхуа хвалит «Большую двадцатку» за включение Африканского союза в качестве одного из членов. Голос Глобального Юга необходимо «не просто услышать, но и превратить в ощутимое влияние», заявило Синьхуа.
Делая такие шаги, Китай хочет расширить свои лидирующие позиции в некоторых частях развивающегося мира, где США долгое время отставали из-за своей неспособности соответствовать миллиардным инвестициям, которые собрала китайская экономика, возглавляемая государством.
«Этот рассчитанный сигнал, призванный позиционировать Китай как защитника глобализации и критика протекционизма, происходит в то время, когда многие страны Глобального Юга опасаются потенциального возвращения неизбирательной торговой и тарифной политики со стороны США, особенно под влиянием Трампа», — сказал он. Санни Чунг, научный сотрудник по исследованиям Китая в Джеймстаунском фонде, аналитическом центре, базирующемся в Вашингтоне.
«Высказывания Си Цзиньпина направлены на то, чтобы представить Китай как более стабильного и разумного и, что наиболее важно, взаимного партнера, в отличие от предполагаемой непредсказуемости США».
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ ТОН
Трамп пообещал ввести пошлины на китайский импорт, превышающие 60%, а опрос экономистов Reuters показал, что они ожидали, что США введут пошлины почти на 40%, что потенциально снизит рост второй по величине экономики мира до 1 процентного пункта. .
Бывшие китайские дипломаты в частном порядке признают, что развивающиеся страны не восполнят эту потерю, но Си делает большую ставку на расширение БРИКС и восстановление отношений с азиатскими соседями, от Индии до Японии и Австралии.
Европейские страны, которым Трамп также угрожал пошлинами, на последнем раунде встреч стремились найти примирительный тон в отношениях с Си.
Канцлер Германии Олаф Шольц во время встречи с Си Цзиньпином заявил, что Берлин будет работать над опосредованным решением спора между ЕС и Китаем по поводу китайских электромобилей как можно быстрее.
Премьер-министр Великобритании Кейр Стармер произнес оптимистичный тон на первой встрече лидеров двух стран с 2018 года, заявив, что он хотел бы взаимодействовать с Пекином в таких областях, как торговля, экономика и климат, а также иметь более широкое взаимодействие в области науки, технологий, здравоохранение и образование.
Шэнь Дингли, специалист по международным отношениям из Шанхая, заявил, что европейские союзники США не «примут» Китай, если протекционистская политика Трампа будет направлена против них, «но будет больше сотрудничества».
ГРАНИЦЫ ОХВАТА
За кулисами дипломаты заявили, что они также отметили изменение в поведении Китая на этих многонациональных встречах, когда официальные лица Пекина стали участвовать в более широком круге вопросов.
«Китай традиционно оставался гораздо более сдержанным и защищал только свои самые важные интересы», — заявил бразильский дипломат.
«Кажется, сегодня они понимают, что от них требуется больше участия. Недостаточно наращивать экономическую мощь, дипломатия важна для их собственных интересов и положения, которое они хотят иметь в мире», — добавил он.
Конечно, некоторые аналитики говорят, что китайская информационно-пропагандистская деятельность опровергает напряженность между Пекином и другими странами, которой не было, когда Трамп впервые вступил в должность, поэтому его возвращение вряд ли приведет к полному изменению геополитического ландшафта.
Западные страны уже давно обвиняют Китай в несправедливой торговой практике, заявляя, что государственная поддержка производителей в сочетании с низким внутренним спросом выталкивает избыточное китайское предложение на мировые рынки.
Пропагандистская деятельность Китая также может быть затруднена в его ближайших соседях, где его корабли неоднократно вступали в конфликты с Филиппинами и другими соседями из-за территориальных претензий в Южно-Китайском море.
Ши Иньхун, профессор Университета Жэньминь в Пекине, скептически отнесся к идее о том, что возвращение Трампа даст Китаю больше рычагов воздействия в отношениях с ЕС и другими союзниками США, подчеркнув распространение конфликтов вокруг Украины, Тайваня и других стран.
“Китаю, конечно, нравится улучшать отношения с ЕС и его крупнейшими державами, но без особых затрат”, – сказал Ши.
Это означало, что она не пойдет на серьезные уступки в вопросах торговли, прав человека и территориальных споров «с Трампом или без него, что, в свою очередь, делает невозможным серьезное и долгосрочное сближение», добавил он.
Ши также сказал, что способность Китая инвестировать и использовать преимущества дорогостоящих инфраструктурных проектов Глобального Юга снизилась из-за развала экономики.
И даже среди этих стран-единомышленников существует скрытое беспокойство по поводу растущего влияния Китая, говорят другие эксперты, указывая в качестве примера на решение Бразилии не присоединяться к инициативе Си Цзиньпина «Пояс и путь».
«У Бразилии есть некоторые опасения по поводу отношений с Китаем по поводу того, кто является доминирующим партнером, а также желание не быть сателлитом и иметь более равные, сбалансированные торговые отношения с большей добавленной стоимостью с бразильской стороны», — сказал Роберт Эван Эллис, профессор. в Военном колледже армии США.
(Дополнительные репортажи пекинского отдела новостей, Ларисы Ляо и Антони Слодковски; сценарий Антони Слодковски; редактирование Линкольна Фиста.)
Leave a Reply