ОНа извилистой дороге в густо засаженных лесами высокогорьях Кикую на юге центральной Кении находится невзрачное правительственное здание: Научно-исследовательский институт генетических ресурсов. Открытый в 1988 году, во время «зеленой революции» в стране, этот малоизвестный национальный генный банк был создан для хранения и сохранения семян традиционных сельскохозяйственных культур, которым грозила опасность исчезновения, поскольку фермеры и сельскохозяйственная промышленность перешли к более урожайным сортам.
На протяжении десятилетий он сотрудничал с исследователями, изучающими генетику сельскохозяйственных культур, и другими специалистами, работающими над созданием улучшенных сортов. Но поскольку климатический кризис усугубляет проблему продовольственной безопасности, хранилище около 50 000 коллекций семян и сельскохозяйственных культур может стать спасательным кругом для фермеров.
«Мы были созданы как природоохранное подразделение, но сейчас необычные времена, связанные с изменением климата, поэтому нам пришлось диверсифицировать нашу работу, чтобы реагировать на потребности», — говорит Дестерио Ньямонго, руководитель института. «Учитывая сегодня нестабильную погоду, мелким фермерам необходимо разнообразное сочетание культур».
В рамках проекта с организацией Crop Trust генный банк теперь играет роль в возвращении местных культур, устойчивых к засухе и вредителям, но потерявших популярность и игнорируемых на протяжении десятилетий.
Он хранит резервные копии своих самых уникальных семян в глобальном хранилище семян Шпицбергена в Норвегии, куда отправляет коллекции с 2008 года. В международном хранилище содержится более миллиона образцов семян со всего мира.
Мэтью Хитон, менеджер проекта «Семена для устойчивости» Crop Trust, говорит: «Национальные генные банки могут быть в тени более крупных международных, но они лучше всего расположены для быстрого повышения местной устойчивости и питания, поскольку их коллекции адаптированы к местным потребностям и условия выращивания».
Национальный генный банк представляет собой небольшое учреждение с небольшим штатом и ограниченным финансированием, а его холодильные камеры, которые, по словам ученых-растений, содержат лишь треть разнообразия растений страны, почти заполнены. Проект Seeds of Resilience, запущенный в 2019 году, оказал финансовую и техническую поддержку национальным генным банкам в Эфиопии, Гане, Кении, Нигерии и Замбии, чтобы сохранить коллекции устойчивых, здоровых и питательных культур, а также увеличить поддержку фермеров.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), по меньшей мере 28 африканских стран имеют национальные банки генов. По данным Crop Trust, более 1300 фермеров по всей Африке, принявших участие в проекте Seeds of Resilience, который сейчас длится последний год, внедрили в свои фермы около 300 сортов, завезенных генными банками.
Фермеры из деревни Обукуун в сельском округе Бусиа, на границе Кении и Уганды, говорят, что до того, как получить новые сорта сорго из генного банка, выращивание зерновых стало сложной задачей. Нападения стай птиц-ткачей, которые могут опустошать целые поля зерновых, участились после того, как дикие травы, предпочитаемые птицами, стали более редкими в результате климатического кризиса.
Рут Акоропот, 50-летняя фермер из этого района, каждый день проводит часы, наблюдая за своим посевом в часы пик нападения, после многих лет изучения моделей поведения птиц.
«Если вы этого не сделаете, ваш урожай будет уничтожен», — говорит Акоропот, возглавляющая ассоциацию женщин-фермеров, выращивающих сорго, которая продает тюки зерна национальной пивоварне Кении. «Обычно мы стараемся сажать и собирать урожай одновременно, чтобы ущерб распространился на фермы и не наносил ущерба урожаям только одного человека».
Большая часть населения Бусии полагается на сельское хозяйство, чтобы прокормить себя и зарабатывать на жизнь, но, как и многие мелкие фермеры в Кении, которые являются основными производителями продуктов питания в стране, некоторые из них по-прежнему уязвимы из-за отсутствия продовольственной безопасности. Наводнение в апреле и мае этого года уничтожило семена и урожай фермеров, что усугубило низкую продуктивность сельского хозяйства.
Старые улучшенные сорта сельскохозяйственных культур, полученные из генного банка, такие как кенийское сорго красноколосное. окотокоторый, по словам фермеров, менее подвержен нападению птиц, стал фаворитом сообщества в Бусии после десятилетий неиспользования.
«Мой дедушка много лет назад выращивал этот красный сорт. Он толкал сорго до тех пор, пока оно не стало мягким, смешивал его со сладким банановым соком и оставлял бродить на ночь. Это был такой освежающий напиток», — говорит Акоропот. Она говорит, что этот сорт получил восторженные отзывы как добавка к основному продукту кукурузной муки. угалив том числе от ее внуков, которые говорят, что из нее получается ароматная каша из сорго.
Тобиас Окандо Реча, исследователь воздействия программы Seeds of Resilience, говорит: «Это культуры, на которые фермерам не нужно вносить много удобрений. С небольшим количеством удобрений урожайность хорошая, и они более [resilient] чем гибридные сорта.
«Многие фермеры до недавнего времени не знали о генном банке, поэтому пришло время фермерам [made] осознавая, что у правительства есть хранилище всех сортов, которые им нужны».
Ученые-растоводители говорят, что, хотя разрыв между фермерами и защитниками семян сокращается, необходимо сделать еще больше.
«Некоторые коллекции все еще стоят на своих местах. [in the cold room]поэтому нам нужно продвигать их, чтобы они могли добраться до фермеров», — говорит Ньямонго, который настаивает на увеличении финансирования со стороны правительства. Начиная с этого года генный банк будет работать с ФАО над расширением своей работы с фермерами, и хотя программа «Семена устойчивости» завершается, Crop Trust продолжит поддерживать библиотеки семян.
«Генные банки — это не музеи, а ресурс будущего», — говорит Хитон. «Связывая их с фермерами, мы можем быстро повысить местную устойчивость и продовольственную безопасность».
Leave a Reply