ЛАУКА С, Боливия (AP) – Бывший президент Боливии Эво Моралес, склонный к преобразованиям и вызывающий разногласия, заявил в воскресенье, что он будет продолжать голодовку до тех пор, пока правительство его протеже, ставшего соперником, не согласится на политический диалог. Этот закон, обнажающий глубину разногласий в Андской стране, направлен на то, чтобы разрядить протесты по поводу заявлений Моралеса о политических преследованиях, которые парализовали нацию в последние недели.
Моралес, выдающаяся фигура, все еще возвышающаяся над боливийской политикой, говорил из туманных тропиков Чапаре, сельского региона Боливии, где выращивают коку и который служит его оплотом.
«Моя борьба заключается в том, чтобы улучшить ситуацию в стране и начать диалог без каких-либо условий на двух фронтах: экономическом и политическом», — заявил Моралес агентству Associated Press из офиса федерации производителей коки, которую он долгое время возглавлял.
Он сказал, что начал голодовку в пятницу в надежде, что “международные организации или дружественные правительства” помогут ему в работе с его политическим врагом, президентом Луисом Арсе.
Напряженность возросла за последние три недели после того, как сторонники Моралеса воздвигли мощные блокпосты, направленные на упрек Арсе — бывшему министру экономики экс-президента, с которым он соперничает за то, чтобы возглавить правящую социалистическую партию Боливии на выборах в следующем году.
Призывая к отставке Арсе, протестующие также попытались оспорить попытку его правительства возобновить предусмотренное законом дело об изнасиловании в 2016 году против Моралеса, этнического аймара, который был первым членом коренной общины, ставшим президентом единственной в Латинской Америке нации с коренным населением.
Моралес отрицает какие-либо правонарушения. «Мое преступление — быть коренным», — сказал он в воскресенье.
Агентство AP добралось до Моралеса после трудного 11-часового путешествия на машине, мотоцикле и пешком по холмам и высокогорьям, обходя дорожные блокады, пересекая заваленные обломками дороги и пробираясь через более дюжины контрольно-пропускных пунктов, в некоторых случаях укомплектованных спекулянтами.
Блокпосты на дорогах являются распространенной тактикой протеста в Боливии, где гористая местность означает, что несколько стратегически расположенных контрольно-пропускных пунктов могут изолировать крупные города и остановить движение страны.
Сторонники Моралеса использовали это с большим успехом на протяжении последних десятилетий и сделали это снова в этом месяце, усиливая давление на Арсе, чтобы он принял меры против протестующих, которые оставили сотни тысяч жителей в высокогорье, вызывая опасения по поводу нехватки продовольствия и бензина и поднимаясь вверх. Уже завышены цены в крупных городах, даже в столице Ла-Пасе.
«Я вижу, как люди восстают еще больше», — сказал Эусебио Урбано, фермер, протестовавший в поддержку Моралеса во время одной из дорожных блокад в воскресенье. «Я не знаю, что думает это правительство. … Они не пытаются ничего решить. Нам придется оказывать давление, пока он не уйдет».
В прошлую пятницу правительство Арсе направило около 3000 полицейских, вооруженных слезоточивым газом и при поддержке вертолетов, чтобы силой прорвать блокаду.
Старший министр Эдуардо Дель Кастильо заявил, что силы безопасности арестовали десятки протестующих в ходе разгона, в результате которого удалось расчистить дорогу, соединяющую Кочабамбу, третий по величине город Боливии, и Ла-Пас. По его словам, силы безопасности перевели более 50 из них в следственный изолятор столицы.
«То, что произошло, было очень бесчеловечным», — сказал Моралес, добавив, что его отказ от еды также был направлен на то, чтобы оказать давление на власти с целью освободить 66 задержанных. «Это скромные люди, которых представили террористами».
Это был последний поворот в затянувшемся политическом кризисе в Боливии, который обострился на прошлой неделе, когда боевики устроили засаду на конвой Моралеса, что, по словам бывшего президента, было попыткой убийства, организованной правительством. Представители правительства Арсе это отрицали, утверждая, что полиция открыла огонь, потому что фургон Моралеса пронесся через контрольно-пропускной пункт.
«Они использовали любую возможную тактику – политически, юридически, морально и сейчас, чтобы физически покончить с моей жизнью», – сказал Моралес.
После этого протесты в защиту Моралеса только усилились. В пятницу правительство Арсе обвинило его демонстрантов в захвате военных казарм в Чапаре, горячей точке конфликта со времен поддерживаемой США войны с наркотиками в 1990-х годах. Власти заявили, что в пятницу протестующие захватили оружие и взяли в заложники около 200 солдат.
Моралес и его сторонники отвергли сообщения о жестокой ситуации с заложниками: радиостанция лидера Kausachun Coca транслировала кадры, на которых видно, как протестующие члены профсоюза и солдаты спокойно ведут переговоры, жуя листья коки.
«Пожалуйста, это не захват военных казарм», — сказал Моралес. «Они будут дежурить до тех пор, пока их экономические и политические требования не будут удовлетворены».
Министр Дель Кастильо заявил в воскресенье, что правительство, в принципе, открыто для переговоров с Моралесом. Но он сказал, что власти не поверили его мотивам.
«Моралес не заботится о стране, он заботится о себе. Он ищет новых столкновений», — сказал Дель Кастильо. «У Моралеса есть целый сценарий дестабилизации правительства».
Всплеск напряженности происходит на фоне горького раскола на высших ступеньках давно доминировавшей в Боливии партии «Движение к социализму», который усилился в прошлом месяце, когда власти объявили о своем намерении арестовать Моралеса по обвинению в том, что он стал отцом дочери с 15-летним стажем. -старушка в 2016 году, когда ему было 56 лет и президент.
Моралес и его сторонники осудили это дело как политическую охоту на ведьм, направленную на блокирование его кандидатуры на выборах 2025 года.
Арсе настаивает на том, что действующая конституция, допускающая только два срока подряд, в любом случае запрещает Моралесу, который находился у власти в 2006-2019 годах, баллотироваться в следующем году.
«Это предательство народа, партийных активистов и революции», — сказал Моралес о попытках Арсе подорвать его позиции.
В соседней Аргентине правительство крайне правого президента Хавьера Милея в субботу объявило, что подало жалобу, обвиняющую Моралеса в жестоком обращении с детьми, совершенном во время многомесячной политической ссылки бывшего президента в Аргентине с 2019 по 2020 год.
В то время обвинения в фальсификации выборов вызвали массовые протесты, которые заставили Моралеса уйти в отставку под давлением военных и бежать в Мексику, прежде чем искать убежища в Аргентине — увольнение, которое Моралес и его сторонники рассматривают как государственный переворот.
Теперь, годы спустя, Моралес, который продолжает демонстрировать интенсивную поддержку со стороны коренного населения, ухватился за растущее недовольство выбранным им преемником.
«Дело не в том, что я, Эво, хочу быть президентом, люди попросили меня вернуться», — сказал Моралес. «Во время моего правления была стабильность. Когда есть экономическая и политическая стабильность, есть счастье».
Многие в стране недовольны Арсе из-за краха некогда растущей экономики Боливии, построенной на дешевых долларах и топливе. Они с любовью вспоминают правление Моралеса, которому приписывают спасение миллионов людей от бедности и резкое сокращение разрыва в богатстве Боливии во время бума природного газа в стране.
«Теперь, имея больше опыта, мы готовы спасти Боливию», — сказал Моралес, пообещав, что оживит колеблющуюся экономику, заставив Боливию присоединиться к БРИКС, группе развивающихся экономик, стремящихся противостоять доминированию Запада в мировом порядке, и более тесно сотрудничать с Китай.
Бывший президент, которому сейчас 65 лет, не уверен, как долго продлится его голодовка. Но он сказал, что готов к лишениям.
«Я много занимаюсь спортом», — сказал Моралес. «Сегодня я проснулся в 4 утра и сделал 1015 приседаний».
ДеБре сообщил из Буэнос-Айреса, Аргентина. Журналист Associated Press Карлос Герреро из Лаука С, Боливия, внес свой вклад в подготовку этого репортажа.
Leave a Reply