Три хорошо вооруженных ополчения начали внезапное совместное наступление на северо-востоке Мьянмы год назад, выйдя из стратегического тупика с вооруженными силами режима, быстро захватив огромные участки территории и вдохновив других атаковать по всей стране.
Перед наступлением военное командование, казалось, было прочно закреплено благодаря огромному превосходству в войсках и огневой мощи, а также материальной поддержке со стороны России и Китая. Но сегодня она все больше отстает, потеряв десятки аванпостов, баз и стратегически важных городов, которые, как признают даже ее лидеры, будет сложно вернуть.
Как развивалось наступление?
Военные захватили власть у избранного правительства Аун Сан Су Чжи в феврале 2021 года, что привело к активизации боевых действий с давно существующими вооруженными группировками, связанными с группами этнических меньшинств Мьянмы, и спровоцировало формирование новых продемократических ополчений.
Но до начала операции 1027, названной в честь ее начала 27 октября, вооруженным силам, известным как «Татмадау», в значительной степени удавалось предотвратить крупные потери по всей стране.
Операция 1027 привела к скоординированным атакам трех наиболее мощных этнических вооруженных группировок — Армии национального демократического альянса Мьянмы, Араканской армии и Армии национального освобождения Таанга, вместе известных как «Альянс трех братств», — и они смогли быстро захватить города. и захватили военные базы и аванпосты вдоль китайской границы в северо-восточной части штата Шан.
Две недели спустя Араканская армия начала атаки в своем родном западном штате Ракхайн, и с тех пор к ним присоединились другие группы ополченцев и СПО по всей стране.
Год спустя после начала наступления силы сопротивления теперь полностью или частично контролируют огромную территорию, которая простирается от штата Ракхайн на западе, через север, а затем на юг до штатов Кая и Кайин вдоль тайской границы. Татмадау отступила к центру вокруг столицы Нейпьидо и крупнейшего города Янгона.
-
Читайте также: В Мьянме наступление муссонов задерживается, поскольку Бенгальский залив прогуливает занятия
Что будет дальше
Многие ожидают, что военные перейдут в контрнаступление, когда сезон дождей скоро подойдет к концу, чему будет способствовать приток около 30 000 новых военнослужащих после введения призыва в армию в феврале и сохранение полного превосходства в воздухе.
Но в то же время группы сопротивления приближаются к Мандалаю, второму по величине городу Мьянмы в центре страны.
Столкнувшись с угрозами со всей страны, «не похоже, что у военных есть какой-либо реальный путь назад, чтобы вернуть себе какую-либо часть территории, которую они потеряли», – сказал Коннор Макдональд из Специального консультативного совета по защите интересов Мьянмы.
«Военные находятся в обороне по всей стране, и каждый раз, когда они направляют свои силы в одну часть страны, им, по сути, приходится перебрасывать войска, а затем они становятся уязвимыми в других частях», — сказал он.
Что случилось с гражданским населением Мьянмы?
Поскольку военные столкнулись с неудачами в боевых действиях на земле, они все больше полагаются на неизбирательные авиационные и артиллерийские удары, что привело к 95-процентному увеличению числа погибших среди гражданского населения в результате авиаударов и к 170-процентному увеличению числа гражданских лиц, убитых артиллерией с момента Согласно докладу Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, опубликованному в прошлом месяце, началось наступление № 1027.
«Татмадау» обвиняют в преднамеренном нападении на мирных жителей в отместку за предполагаемую поддержку ополченцев сопротивления, однако организация это отрицает.
По данным ООН, сотни тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома в результате боевых действий, и в настоящее время в Мьянме насчитывается более 3 миллионов внутренне перемещенных лиц и около 18,6 миллиона человек, нуждающихся в помощи.
Что произойдет, если военный режим падет?
По мере расширения фронта наблюдалось, как ополченцы выдвигались из своих этнических территорий, как, например, когда базирующаяся в Ракхайне армия Аракан в январе захватила город Чин в Палетве, что вызвало некоторые трения между группировками – предвещая возможные будущие проблемы, если Татмадау в конце концов упасть.
На данный момент существует определенная степень солидарности между разрозненными этническими группами с упором на общего врага, но Аунг Ту Ньеин, директор по коммуникациям аналитического центра Института стратегии и политики Мьянмы, сказал, что это не приводит к общим устремлениям.
Падение Татмадау может привести к фрагментации Мьянмы, если группы не будут усердно работать над разрешением политических и территориальных разногласий.
«Сопротивление, способное свергнуть хунту, маловероятно, но я не могу сбрасывать со счетов этот сценарий», – сказал он. «Если мы не сможем построить доверие и общие цели, это может привести к сценарию Сирии». Политическая картина осложняется влиянием соседнего Китая, который, как полагают, молчаливо поддержал наступление 1027 года, что оказалось успешной попыткой пресечь деятельность организованной преступности, процветавшую вдоль его границы.
В январе Пекин использовал свои тесные связи с группировками «Татмадау» и «Три брата» для переговоров о прекращении огня в северной части Шаня, которое длилось пять месяцев, пока в июне этнический альянс не начал вторую фазу наступления 1027 года, обвинив военных в нарушении режима прекращение огня.
Китай был недоволен таким развитием событий: он закрыл пограничные переходы, отключил электричество в городах Мьянмы и принял другие меры в пока безуспешной попытке положить конец боевым действиям.
-
Читайте также: Индия потратит 3,7 миллиарда долларов на ограждение границы с Мьянмой, говорится в докладе
Leave a Reply